Весеннее солнышко так и зовет на воду. Пора уже катеру отправиться в путь! Рыбалка, прогулки в выходные и отдых с самыми близкими – все это совсем скоро, но сначала нужно уделить внимание техническому состоянию судна. Подготовка катера к сезону – необходимый этап обслуживания. И если его пропустить, возможны очень неприятные последствия.
Какие? О чем стоит помнить судовладельцу? Как подготовить катер к сезону правильно? Что можно сделать своими силами, а в каком случае нужно обязательно обращаться в специализированный центр? Об этом рассказал заместитель руководителя Сервисного центра New Star Marine Денис Лужин.
Нужна ли подготовка катера к эксплуатации
Рассуждать на эту тему может только неопытный судовладелец, тогда как владелец лодки со стажем знает, чем может обернуться такая «экономия».
«В нашей практике был случай, когда хозяин сообщил о том, что планирует спускать катер, но отказался от какой-либо его подготовки, - рассказывает Денис Лужин. – Компания приехала рано утром, подцепили лодку своей машиной и спустили на воду. Потом запустили мотор, и пошли прогуляться по берегу. Через несколько минут прогремел взрыв. В кабине катера вылетели все стекла, выбило входную дверь, искорежило корпус. Оказалось, что за время зимней стоянки произошла утечка топлива. Помпа окислилась и ее включение дало искру. Она воспламенила топливные пары и все вспыхнуло. К счастью, на борту тогда никого не было. Но рыбалку, понятное дело, пришлось отменить, а владелец попал на серьезный ремонт».
И таких ситуаций в практике сервисных центров немало. Часто на ремонт привозят судно, у которого во время зимнего простоя отказала помпа, и оно просто «ушло» на дно при первом же спуске. Судно, конечно, не слишком пострадает, если глубина у берега небольшая. Но вот все электронное оборудование, которое обычно стоит несколько сотен тысяч рублей, выходит из строя в первые же минуты контакта с водой. Нужна ли такая экономия? Вряд ли. А потому подготовку лодки к сезону стоит выполнять обязательно.
Техника подготовки катеров к спуску
«После зимы нужно проверить все основные системы, - уточняет Денис Лужин. – За время стоянки могут возникнуть протечки, могут «усесться» хомуты, выйти из строя электрическое оборудование или система охлаждения двигателя. Важно проверить уровни всех жидкостей и заменить масло в моторе. По регламенту производителей делать это нужно один раз в год, перед каждым сезоном».
Если лодка была правильно законсервирована на зиму, задача специалистов упрощается. При обслуживании судна в одном центре история ТО фиксируется, и специалисты знают, какие работы проводились накануне, а какие нужно выполнить перед пуском. Для прогулочных катеров и яхт выполняют работы по расконсервации:
- проверяют на утечки питьевую систему, гальюн и душ;
- промывают системы проточной водой;
- проводят обслуживание и первый запуск двигателя;
- проверяют работу бортового электрического оборудования;
- заряжают аккумулятор.
Если работы по расконсервации катера выполняют на базе специализированного центра, к обозначенному дню клиент получает полностью исправное и готовое к эксплуатации судно.
Можно ли выполнить подготовку лодки к выходу на воду самостоятельно
Большую часть работ сделать своими силами просто невозможно. И речь даже не об отсутствии знаний, как это делать правильно, а в отсутствии специализированного оборудования.
«Первый пуск двигателя после зимнего сезона мы проводим в специальной тест-ванне, - отмечает Денис Лужин. – Такой нет ни у одного владельца судна. Даже не во всех сервисных центрах она есть. Но лишь проверив двигатель на воде, можно гарантировать исправность его работы».
Невозможно самостоятельно провести расконсервацию систем жизнеобеспечения катера, а также правильно установить подвесной мотор. По словам эксперта, в сервисный центр New Star Marine часто обращаются владельцы лодок с проблемой крена.
«Чтобы зафиксировать двигатель правильно, нужен кондуктор, - уточняет Денис Лужин. – Это дорогое оборудование, без которого пытаются обходиться в некоторых центрах. Но если ставить двигатель «на глазок», лодка будет крениться. Нам часто приходится исправлять эту проблему».
Единственное, что может сделать владелец судна самостоятельно, - проверить уровень масла в моторе. А все остальные работы нужно доверять профессионалам.
Как выполняют спуск катера на воду
Для этого тоже необходимо использовать специализированное оборудование, особенно, если речь идет о больших катерах и яхтах. Попытка загнать такое судно в воду на обычном прицепе может окончиться плачевно. Для этой цели нужен мувер – специальный погрузчик, который удерживает судно на ровной площадке и столь же ровно опускает на воду. Такой способ абсолютно безопасен и надежен.
«Мы рекомендуем владельцам лодок заранее обращаться в наш центр, - отмечает заместитель руководителя Сервисного центра New Star Marine Денис Лужин. – Вам достаточно позвонить и указать, в какой день вы планируете спускать катер на воду. К указанной дате судно будет полностью подготовлено, и вы сможете спокойно отправиться на рыбалку или прогулку».
Авторы: Татьяна Торская, Денис Лужин